Результаты изучения мнений подростков о школьном образовании по Брестской области

Результаты изучения мнений подростков о школьном образовании по Брестской области

Учащиеся учреждений образований Брестской области ответили на вопросы мониторинга школьного образования Беларуси. Рассказали про положительные и отрицательные стороны УО, также про свои пожелания.

В опросе приняло участие 138 учеников школ, гимназий и лицеев. Преимущественно из города Бреста (78%), в возрасте от 14 до 17 лет (81%), в большинстве с успеваемостью 7-10 баллов (90%). Преимущественно девушки (72%).

Работа учителей

41% ребят сказали, что большинство учителей преподносят информацию в тяжёлом для восприятия виде и дают бесполезные знания. В то же время 69% отметили, что в их УО есть несколько по-настоящему профессиональных учителей, которые интересно и эффективно преподают свой предмет.

52 человека (38%) подтвердили, что учителя отдают больше времени на работу с отличниками, с теми, кто может принести какую-то грамоту или диплом. Но, что касается человеческих отношений, 64% участников ответили, что большинство или все учителя адекватны и уважительны по отношению к учащимся.

Учащиеся сталкиваются с совершенно разными проблемами с учителями, но каждая из них по-своему актуальна. Среди этих проблем: грубое отношение к учащимся со стороны учителей (оскорбления, унижения, даже неявные) — 40 человек (29%), авторитарное отношение к учащимся со стороны учителей (приказы в неуважительной форме, угроза оценками и др.) — 41 человек (30%), 31 человек (22,5%) считает, что создана атмосфера, в которой ученики боятся задавать вопросы

Администрация

64% (89 из 138) подтвердили, что у них в учреждении адекватная и понимающая администрация. 56 человек придерживались мнения: “Обычная администрация — не то, чтобы сильно инициативная, но просто хорошо выполняет свою работу”.

Система обучения

80 человек (58%) говорят: “Непонятно что-зачем учить: много теории и мало практики, привязки получаемых знаний к жизни”, и лишь 30% придерживается другого мнения: “Учитель объясняет как и где знания по его предмету используются в жизни, приводя примеры”. Всё-таки людей, придерживающихся первого мнения в 2 раза больше.

52% ребят требуют больше интерактива и говорят о преобладании устаревших методов преподавания и подачи материала в системе обучения, в тоже время 46% отмечают, что большинство учителей доходчиво и интересно преподносят материал.

62% (86 человек) не удовлетворены учебниками, так как там много “воды” и повторяющихся фраз вроде “данный опыт”, “данное определение”. 59% говорят о преобладании заданий для заучивания материала по шаблону без глубокого понимания, запоминания и применения. 76 человек (55%) отмечают большое количество  д.з. и очень тяжёлую нагрузку.

Атмосфера в классе

40 человек (29%) сказали, что в их УО нельзя свободно выражать своё мнение, гнетущая атмосфера, ощущение тревоги и скованности. 44 человека (32%) отметили раздробленность в их классе.

49% сказали, что никаких значительных проблем с коллективом у них нет. Также 84 человека (61%) отметили, что в их классе царит дружелюбная атмосфера, а 75 человек (54%) также рассказали, что для их класса характерна взаимовыручка.

Материальные условия

Самой крупной проблемой в этом блоке стала невкусная еда в столовой (43,5%). Кроме этого 35,5% ответивших волнует устаревшее оборудование для обучение, а 41% учеников наоборот отметили хорошее или отличное оборудование для обучения в их школе. 64 человека(46%) живут близко к УО.

Также 43 человека(31,2%) ответили, что в их УО нет никаких проблем с материальными условиями.

Социально-педагогическая работа

Основные проблемы: школа не учит мыслить, формулировать и выражать свое мнение (45%), профориентация на формальном уровне (40%), в УО не достает активностей для досуга и способствующих самореализации (35%), но 69 человек (50%) отметили, что в их УО организуются интересные экскурсии внеклассные выезды для учащихся.

Выводы и предложения по улучшению

Проведя анализ результатов опроса, можно увидеть, что в белорусской системе образования есть явные проблемы. Вот несколько интересных предложений школьников Бреста для её улучшения:

91 человек(66%) считает, что учитель не должен заполнять шаблонные бумаги, которые отнимают его время и не влияют на эффективность обучения. 85 человек(62%) отмечают, что учитель всегда должен объяснять важность и практическую применимость предмета на конкретных примерах. 54% за то, чтобы государство задавало рамки только в виде рекомендаций по программе обучения, а ее конкретное наполнение, структуру и методы преподавания учитель выбирает самостоятельно. За то, чтобы учителя владели soft skills 55% (76 человек).

74% опрошенных за адекватных преподавателей администрацию, которых волнуют реально приобретенные знания и возможность их применить, мыслить самостоятельно, а не только рейтинги и сдача экзаменов.

111 человек (80%) за то, чтобы в 10-11 классе изучать не все предметы, а выбирать только нужные для дальнейшего обучения. 107 человек (77%) хотят меньшее количество д/з и выполнение основной работы в классе. 70% хотели бы больше интерактивных уроков, а 88% за обучение реальной жизни: составлять портфолио, создавать сайты, рассчитывать налоги, рентабельность, анализу рынка и т.д.. 72% предлагают введение дополнительное профессиональное обучение в 10-11 классе вместо трудового.

Если говорить о материальных условиях, то 103 человека (75%) хотели бы доступный интернет в УО, а 68% нуждаются в удобном месте, где можно делать уроки после школы.

65 % за введение школьного парламента, который может делать активности в школе и участвовать в принятии решений от лица учащихся. 88 учащихся(64%) хотели бы отменить 6 школьный день.

Голоса учеников подтверждают несовершенство системы образования. Видно, что в ней есть явные проблемы. Сделать школу, такой как хотелось бы, возможно. Важной составляющей этого является готовность к открытому диалогу. Если есть возможность менять что-то на локальном уровне, то нужно непременно это делать!

Анастасия Петрашина

Материал подготовлен в рамках проекта “Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси” при поддержке EaP Civil Society Facility и Eap Fellowship 2020

Оцените пост:
Голосов: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *