Долго ходят разговоры о том, что нужно вносить изменения в систему образования, но давайте спросим у самих учеников. Сегодня мы поговорим с выпускницей Лизой о преподавании в её школе.
Лиза окончила 11 класс средней школы №1 города Бреста и собирается продолжить обучение в БГТУ.
Как ты относишься к школе? К нашей системе образования?
К школе я отношусь нейтрально – и не с радостью, и не отрицательно. Я понимаю, что в школе мы всё-таки получаем знания, которые пригодятся нам в жизни. Но мне не нравится то, что все учителя требуют, чтобы дети идеально знали их предмет. Так как для того, чтобы знать предмет на хорошую оценку, им нужно заниматься. Поэтому я не понимаю, как можно всё это знать на 100%, мозг просто «взорвётся» от такого количества информации. Тем более среди предметов о-о-очень много информации, без которой можно обойтись в жизни. А если подросток, например, определился, что он хочет быть учителем белорусского языка, то зачем ему нужны эти сложные задачи по химии или биологии?!
Поэтому по второстепенным для человека предметам достаточно было бы дать какие-то обобщённые знания: с каждой области предмета всего по чуть-чуть, не углубляясь в подробности, на более лайтовом уровне.
Еще в некоторых учебниках большое количество «воды», хотя некоторые упражнения в них довольно полезные.
А как ты оцениваешь уровень преподавания в твоей школе?
По десятибалльной системе я бы поставила восьмёрку. Некоторые учителя полностью погружаются в предмет и им нравится то, чем они занимаются. А другие, хоть и дают знания, но видно, что они равнодушны к своей работе.
Мне безумно нравится, когда уроки проходят в форме соревнования или викторины: тогда время пролетает незаметно, интересно и с пользой, появляется мотивация что-то делать. Когда учителя стараются, скажем так, отдаваться своей работе и детям – это чувствуется и тогда тебе хочется показать, что учитель работает не зря, хочется слушать его и получать знания.
Используют ли учителя дополнительный материал кроме учебника?
Да, почти все учителя используют презентации (или задают учащимся подготовить дома реферат, картинки или презентацию на дополнительную оценку), показывают видео. Тем более в нашей школе есть такая возможность: в каждом классе присутствуют видеопроекторы и интернет. Поэтому можно без проблем посмотреть видео или подробную презентацию с иллюстрациями. Большинство учителей готовят дополнительный материал сами, делятся своими личными знаниями, которых не найдёшь в учебнике и так школьный материал запоминается лучше. Такой вариант преподавания мне нравится намного больше.
Спасибо, но как ты думаешь, причина неуспеваемости некоторых детей в твоей школе возникает из-за неинтересного, сложного преподавания учителей или отсутствия желания у обучающихся?
Честно говоря, есть учителя, из-за которых некоторые дети из класса потеряли интерес к их предмету.
Например, как-то нам поставили такую учительницу по одному предмету, что стало просто неинтересно и скучно. Конечно, у меня была неплохая оценка, но, чтобы сделать какое-нибудь упражнение или домашнюю работу по этому предмету, приходилось себя заставлять и делать это без энтузиазма и желания.
А когда пришла новая учительница, ей удалось заинтересовать большую половину класса: она делала невероятно красивые и информативные презентации, рассказывала ситуации из её опыта, связанные с предметом, устраивала игры, хвалила нас за хорошие результаты, что тоже подбадривало. И даже если что-то не совсем получалось, она не ругала, а говорила, что ты молодец, но нужно бы исправить это. Так мне стал интересен этот предмет, его хотелось изучать всё больше и больше.
Ещё я считаю, что учителя должны относится ко всем одинаково: будь то отличник или двоечник. Бывали такие моменты, когда ученик с плохими оценками наконец-то выучил тему, хорошо написал самостоятельную, а учитель не поверил ему и не поставил заслуженную оценку, видите ли: “Ты списал!” Конечно, так у человека никогда не появится интереса к учёбе.
Есть ли у тебя идея, как можно было бы уменьшить процент учеников с низкой успеваемостью?
Чтобы учеников с низкой успеваемостью стало меньше, необходимо, чтобы учителя ответственно подходили к своей работе и могли заинтересовать предметом. Ну и, естественно, это, в первую очередь, зависит от ученика, так как некоторым просто не дано, у кого-то нет желания вообще что-то делать, а кто-то просто ленится. Это лично дело каждого. Но я думаю, что стараться и прилагать усилия нужно, даже если не получается.
Что в целом ты хотела бы изменить?
Из изменений хотелось бы, чтобы преподаваемый материал был более актуальным, обучение современнее, и чтобы вводили побольше современных технологий для школьного образования, так как просто сидеть над книжкой – это скучно.
Приходилось ли тебе обращаться за помощью к репетиторам? С какой целью?
Да, приходилось. Я ходила к репетиторам для того, чтобы подтянуть предмет и подготовиться к ЦТ. Мне кажется, что той информации, которую преподают в непрофильных по этому предмету классах недостаточно для поступления в высшие учебные заведения, так как ЦТ очень отличается от упражнений, которые мы делаем в школе, там есть свои нюансы. Если ты, конечно, учишься в профильном классе с этим предметом, то там их разбирают, но по-любому придётся ходить как минимум к одному репетитору, ведь профильных предмета всего два, а сдавать нужно три. Либо же ты можешь подготовиться самостоятельно, но это огромный труд.
Понравилось ли тебе учиться у них? Почему?
Мне понравилось, так как с репетитором ты заполняешь те пробелы, которые есть именно у тебя. Почти все из моих знакомых, кто хочет поступить в ВУЗ, ходит к репетиторам.
Также я считаю, что школьный учитель должен каждый год сдавать ЦТ, чтобы проверить, сможет ли он подготовить к нему детей. Иначе, если учитель не может хорошо сдать ЦТ, то как его смогут сдать ученики?
Если честно, я думаю, что централизованное тестирование – не самый лучший показатель способностей человека, тем более, что разница между знаниями, полученными в школе, существенная. При подготовке к школьным экзаменам, есть сборник с правилами, которые могут встретиться, а в ЦТ может быть всё, что угодно. И чтобы его сдать на все 100, нужно знать просто всё-всё-всё!
Как ты считаешь, актуальна ли нынешняя система образования в Беларуси?
Я не скажу, что наша программа образования самая плохая, но есть куда стремиться, например, ровняясь на развитые страны Европы и Америки. Проблема, наверное в том, что наша система немного устарела и никто не хочет ничего менять – ни учителя, ни власть. Они привыкли учить детей «по старинке» и всех это устраивает. Надеюсь, что когда-нибудь это измениться.
Что, на твой взгляд, нужно ввести ещё, что может сделать обучение более эффективным и интересным?
Я бы вводила новые методы обучения, может быть сменила бы локацию: некоторые предметы, например, биологию, можно было бы проводить на свежем воздухе. Да и было бы неплохо, чтобы в каждой школе был какой-то скверик, где ученики могли бы отдохнуть на переменах, просто прогуляться, проветриться, вместо того, чтобы сидеть в телефонах. В общем, здесь можно дать волю фантазии.
Все ли предметы ты считаешь нужными? Какие хотелось бы добавить? Какие убрать?
В принципе, все предметы нужны, но не на таком высоком уровне, как сейчас. Человек должен знать основные понятия. Возможно, я бы убрала из основных предметов географию, астрономию и черчение, но добавила бы их в качестве факультативов.
Интервью подготовлено в рамках проекта “Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси” при поддержке EaP Civil Society Facility, Eap Fellowship 2020.
Мария Филипчик