Учащиеся учреждений образований Гродненской области ответили на вопросы мониторинга школьного образования Беларуси. Рассказали про положительные и отрицательные стороны УО, также про свои пожелания.
Участники
Всего в мониторинге приняло участие 50 человек из Гродненской области.В основном, проживающие в Гродно (90%). Также в других населенных пунктах (10%), таких как Мосты, Скидель, Ошмяны, Лида и др.
Почти все учатся в школах и гимназиях (98%) и только 2% в лицее.
В оценке участвовали преимущественно девушки 68% и только 32% юношей.Основная возрастная группа – 14-17 лет (98%), также есть 1 учащийся в возрасте 12 лет. Большинство закончило 8-11 класс (98%). Опять же есть 1 ученик закончивший 6 класс.
Работа учителей
Никаких минусов в своих учителях не нашло 17 участников из 50. Нет отрицательных сторон учителей, за которые бы проголосовало больше 20 ребят. Количество голосов практически одинаковое.
Но можно выделить пару основных пунктов: большинство учителей преподносят информацию в тяжелом для восприятия виде, дают бесполезные задания; предпочтение на работу с отличниками.
Большая часть учеников (72%) выбрала, что их устраивает отношение учителей к учащимся. Также немалое количество 68% ответили, что есть несколько по-настоящему профессиональных учителей. 54% отозвались, что большинству из учителей можно без опасений задавать дополнительные вопросы во время уроков – они приветствуют инициативу. Почти половина участников похвалила наставников за адекватную требовательность.
Из этого следует, что большинство или все учителя устраивают учащихся.
Только 6% не видят в своих преподавателях плюсов.
Администрация (завучи, директора)
Половина выбрала, что администрация хорошо относится к ученикам. Только 7 человек отметило грубое отношение, а авторитарное — 6.
Про плюсы ребята отзывались: “Обычная администрация – не то, чтобы сильно инициативная, но просто хорошо выполняет свою работу” (50%).
Далее мнения разделились пополам (по 28%). Одни писали, что идущая навстречу администрация, другие затруднились ответить.
Один ученик написал: “Администрация в целом неплохая, но директора все бояться. В негативном ключе конечно.”
Система обучения
Большое количество считает, что в учебниках много “воды” (30 из 50). Также значительная часть (28 из 50) отметила избыточные нагрузки и чрезмерный объём д/з. Учащиеся хотят получать меньше заданий на дом, делая больше в школе.
Почти у половины (22-24 человека) сложилось мнение, что в школе не хватает практики. Дают задания на заучивание материала по шаблону без глубокого понимания, запоминания и применения. Присутствует устаревшей неэффективной программы обучения по отдельным предметам.
Также отметили устаревшие методы преподавания и подачи материала.
Посмотрев, что хотят добавить ребята в систему обучения, можно сделать выводы.
Во-первых, ученики хотят в 10-11 классе изучать не все предметы, а выбирать необходимые для дальнейшего обучения. Так они смогут сосредоточиться на нужных уроках. Также ввести дополнительное профессиональное обучение в старших классах вместо трудового.
Во-вторых, учащиеся желают интерактивных уроков и допустимость использовать мобильные телефоны и другую цифровую технику на уроках в учебном процессе (тесты, викторины, прослушивание, аудио, просмотр видео и т.п.).
В-третьих, меньше д/з и основная работа в классе, равномерная нагрузка, известность программы обучения учащимся. Ученики хотят, чтобы обучение учило реальной жизни: составлять портфолио, создавать сайты, рассчитывать налоги, рентабельность, анализу рынка и т.д.
Принятые правила поведения и тон отношений в вашем учреждении и классе
Половина ребят отметили дружелюбную атмосферу в самом УО. Чуть меньше выбрали открытость. Также остальные пункты набрали от 32-18%.
Стоит и отметить минусы. Разобщенность в классе выбрали 21 ученик.
Один из учащихся написал о том, что высказывать свободно мнение можно, пока не попадётся учитель, который начнет его открыто оспаривать. К примеру в задании где надо указать свое мнение учитель говорит: “мне не нравится это мнение” или же “оно неверное”.
Мнения ребят разделились. Одни считают, что в школе дружественная атмосфера. Другие же отмечают гнетущую.
Материальные условия
Основные проблемы — невкусная еда в столовой и материальное оснащение. Но мнения в этих вопросах разделились почти пополам.
18 человек про недостатки ответили, что их нет.
24 учащихся отметили, что УО расположено близко к дому и они могут достаточно быстро и легко добраться в школу или гимназию.
В вопросе, как улучшить условие, каждое предложение набрало от 54 до 80%. Ребята хотят, чтобы учебники предоставлялись государством, необходимый набор канцелярских товаров выдавался или всегда был в свободном доступе в УО. Чтобы можно было питаться 1 раз в день не платя. Ученики желают, чтобы все это предоставляло государство бесплатно. Также, чтобы в УО было создано удобное место, где ученики могут делать уроки после школы,присутствовал доступный и рабочий интернет.
Социально-педагогическая работа
Говоря про минусы, учащиеся ответили, что школа не учит мыслить, формулировать и выражать свое мнение (36%). Профориентация на формальном уровне. В УО не достает активностей для досуга и способствующих самореализации (по 14%).Также стоит отметить, 42% сказало, что проблем с социально-педагогической работой в УО нет.
Из положительного. 40% отметили, что организуются интересные экскурсии и подобные внеклассные выезды/выходы для учащихся. 40% не нашли ничего положительно в работе социальных педагогов.
Большинство ребят выбрало какие-то изменения. 76% — отменить 6 школьный день, 56% — отменить информационные часы, по 50% — ввести школьное самоуправление/школьный парламент, который может делать активности в школе и участвовать в принятии решений от лица учащихся. Также 1-2 недели практики по предполагаемой для выбора будущей специальности в 9 классе на реальном предприятии.
Если посмотреть ответы мониторинга, самое большое количество отзывов можно найти в вопросах “Как хотелось бы”. Из этого можно сделать вывод: есть что нужно добавить или изменить, и ребята настроены менять правила учреждений образований. Самое время начать что-то делать!
Материал подготовлен в рамках проекта “Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси” при поддержке EaP Civil Society Facility и Eap Fellowship 2020