Результаты мониторинга школьного образования в Могилевской области

Результаты мониторинга школьного образования в Могилевской области

Учащиеся учреждений образований Могилёвской области ответили на вопросы мониторинга школьного образования Беларуси. Рассказали про положительные и отрицательные стороны УО, также про свои пожелания.

Поговорим о проблемах

Больше всего ребят волнует то, что учителя преподносят материал в тяжелом для запоминания виде, либо знания будут бесполезный. Также 30 человек беспокоит излишнее внимание к отличникам, только потому что они могут принести школу грамоту или диплом.

Проблем в преподавании учителей не видят 33% из опрошенных. Всего 15% считают, что некоторые учителя плохо знают свой предмет. 

83% ответили, что в работе администрации их все устраивает. 

Меньшинство же не устраивает авторитарное и пренебрежительное отношение (8%) или грубость (6%).

Если говорить о правилах поведения и атмосфере в школе, то многих не устраивает тревога и невозможность выразить свое мнение (27%) и разобщенность класса (22%). 

3 ребенка ответили, что терпят издевательства в своей школе. 

Но все же, почти половина (41%) ответила, в учебном заведении все в порядке. 

Материальные условия

Многих не устраивает  устаревшее оборудование — 28%,  невкусная еда — 24%, старый ремонт — 12%. И только 6% не нравится, что учебное заведение находится далеко. 

Детей беспокоит и социально-педагогическая работа.

30 из 84-х подростков считает, что школа не учит мыслить самостоятельно, а также выражать свое мнение. 26 ребят (40%) говорят, что профориентация проводится на поверхностном уровне. 

Четверть участников считают, что в школе не хватает активности для досуга или самореализации.   

Что добавить?

Мы спросили, какие дисциплины хотели бы добавить. Ответов было очень много. Среди предметов лидируют финансовая грамотность и сексуальное образование. Также были предложены идеи разнообразить перечень иностранных языков и после 9 класса сделать больший упор на профильные предметы, а остальным уделять минимум времени. 

Но при этом, четверть респондентов не желает ничего добавлять.

Большинству удобно начинать уроки в 9:00 (43%) или в 8:30 (40%).

Половина опрашиваемых хочет заканчивать уроки до 15:00. Сейчас большинство заканчивает в 15:00-17:00. 

На вопросы про открытость, свободу самовыражения и т.п. половина ребят ответили, что этого не хватает. Также 77% ждут более ответственного подхода о профориентации.

Мероприятия по развитию soft skills ребята считают полезными, но их не хватает (76%). У 11% они уже есть, а остальным они кажутся необязательными. 

Работа учителей

Большинство детей считает, что с учителей нужно снять ответственность за заполнение бумаг, которые отнимают их время. А также чтобы учителя сами выстраивали структуру и методы обучения, а государство просто давало рекомендации. 

73% ждут, что преподавателей и администрацию будет волновать уровень знаний и способность их применять в жизни, а не только рейтинги и сдача экзаменов. 

Система обучения

Почти все (83%) были за то, чтобы после определенного класса выбирать предметы нужные для дальнейшего обучения. 

Такое же большое количество участников отметило, что хотят меньше д/з — 80%, равномерную нагрузку и согласованность по заданиям — 75%, а также использование цифровой техники на уроках — 72%. 

Правила и тон отношения в классе

Большинство желает отсутствия жестких рамок взамен на взаимное доверие — 71%, дружественную атмосферу — 63%, чтобы никто не боялся спрашивать — 54% и учитель не оставался в стороне при конфликтных ситуациях — 52%

Свобода самовыражения важна 69% опрошенных.

Материальные условия

Большинство ребят хотят свободный интернет в школе и чтобы учебники были бесплатные. 

Также 67% за создание комфортного места, где можно делать уроки после занятий. Это особенно удобно, если кто-то долго ждет автобус домой или после идет на дополнительные. 

Социально-педагогическая работа

64% отменили бы 6 школьный день, а 53% информационные часы. Подростки одобрили идею практики на 1-2 недели по предполагаемой для выбора будущей специальности на реальном предприятии, а также составить школьный парламент (57%). 

Есть ли что-то хорошее?

В работе учителей 66 детей отмечает адекватность учителей, 54 – профессионализм некоторых учителей, а 52 – требовательность. 

56 рады, что учителям можно без опасений задать интересующий вопрос. 

40% ребят ничего не замечают в администрации. И один из них объяснил почему.

“Для меня, как для учащегося, администрация – это просто формальность. Кого-нибудь из администрации можно встретить в коридоре на перемене или они могут зайти в класс во время урока (сделать важное объявление, открытый урок, поговорить с учителем и т.д). На этом вся их деятельность, с точки зрения учащихся, заканчивается.”

Остальные же либо не знают, что сказать, либо считают администрацию поддерживающей и вовлеченной в работу. И только 1 человек сказал, что все равно все злые. 

Половина респондентов говорит, что в их классе дружественная атмосфера, все открыты и готовы помочь. 

В системе ребята отмечают интерактивные методы учителей – 25%, согласованное расписание контрольных работ – 23%. 

19 из 82-х учеников считают, что с программой их учебного заведения можно подготовиться к ЦТ без репетиторов. 

Всего 26% респондентов довольны школьным психологом. А у 8% проводятся встречи с иностранцами и другими интересными людьми.  

У половины опрошенных организуются интересные экскурсии и подобные выезды для учеников, а также мероприятия, в которых они с удовольствием участвуют.  

В школьной системе есть плюсы и минусы. Некоторые учебные заведения берут на себя инициативу и выстраивают доверительную рабочую атмосферу, где ученики довольны обучением. 

Учителя уже сейчас используют интерактивные методы при подаче материала, и это дает плоды. Хорошим решением будет дать им больше свободы при построении структуры уроков.  

Дети хотят иметь право голоса и самовыражаться в школе, в которой они находятся 7-9 часов. Хотят иметь удобное место для выполнения заданий и дружелюбную атмосферу, свой школьный парламент для самореализации. Меньше домашнего задания и учебу в рамках разумного: до 15:00, без 6-го школьного дня, информационного часа, и возможность выбирать приоритетные предметы для изучения после определенного класса. Но ученики не забывают про то, что учителей тоже надо освободить от ненужной работы и дать просто учить.

Лолита Якутина

Материал подготовлен в рамках проекта “Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси” при поддержке EaP Civil Society Facility и Eap Fellowship 2020

Оцените пост:
Голосов: 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *