Подростки Витебской области о современной школе. Результаты мониторинга

Подростки Витебской области о современной школе. Результаты мониторинга

Ученики школ, гимназий и лицеев Витебской области ответили на вопросы об обучении, рассказали о проблемах, положительных сторонах и пожеланиях.

Участники

Участие в мониторинге школьного образования приняли 81 человек из Витебской области. Учащиеся школ — 62 человека (77%), гимназий —18 ( 22%) и 1 лицеист (1%). Большинство выпустилась из 8-11 классов (90%), и несколько — из 5-7-х классов (10%).

В основном ребята учаться в Поставах, Витебске и Новополоцке (75,4%). 

Основная возрастная группа – 14-17 лет (84%). Есть люди постарше и помладше, но их гораздо меньше (16%). 

Работа учителей

Всего 30% ребят отношение учителей полностью устраивает

Нет отрицательного пункта за который проголосовала хотя бы половина участников. Можно сделать вывод, что все учащиеся сталкиваются с разными проблемами. При этом каждый пункт набрал практически одинаковое количество голосов, что говорит об актуальности каждого вопроса

Из того, что плохо, самые серьезные претензии — это манипуляция отметками, нечестное оценивание (41%) и предпочтение учителей работать с учениками, которые могут принести выгоду в виде рейтингов школе (46%). 

К знаниям учителей у участников меньше претензий. Страх задавать вопросы также есть у немногих. Оба пункта набрали лишь по 20%. 

Большая часть учащихся довольна отношением учителей (74%). Также у многих есть хотя бы один профессиональный преподаватель (75%). 

Только один человек не нашел никаких плюсов в своих педагогах (1%). 

Администрация 

Большая часть участников не сталкивалась с серьезными проблемами с директорами и завучами (72%). 

Грубое отношение отметили только 10 ребят (12%). А вот авторитарное отношение более распространено (23%). 

В вопросе про плюсы больше всего голосов получил пункт “Обычная администрация — не то, чтобы сильно инициативная, но просто хорошо выполняет свою работу” (49%).

28% участников считают свою администрацию идущей навстречу и поддерживающей. Другие не смогли ответить на вопрос (21%).

Один из учащихся написал свой, более развернутый ответ: “Завуч по средней школе — замечательный человек, она всегда поможет. Остальная же администрация полна ненависти как к ученикам, так и к самим учителям, ибо “в поле”, то есть как учителя предметники, не работали”.

Система образования

У учеников слишком много теории, а вот практики не хватает (46%). Нужно, чтобы тема и знания были привязаны к жизни. 

Так же многие заметили, что задания связаны с заучиванием (51%). Получается, что материал запоминается лишь на небольшой промежуток времени.

Еще две равноценные проблемы (по 47%) — устаревшие методы преподавания и большое количество “воды” в учебниках

Ученикам хочется больше интерактива. Так урок станет интереснее и полезнее, материал лучше запомниться. 

В свою очередь ненужные фразы и банальные вещи занимают довольно много места в учебниках и не помогают в усвоении материала, лишь отнимают много времени.  

Перейдем к плюсам в системе обучения. Их, кстати, целых 30% участников не нашло. 

В то же время, 42% считают, что большинство учителей все же доходчиво и интересно преподносят материал

Таким образом, мы видим, что ребята разделились на два лагеря. Первые, как указано выше, считают методы учителей устаревшими и неэффективными, других все устраивает. Чтобы понять, как действовать, обратимся к блоку вопросов о пожеланиях учащихся —70% за интерактивные уроки и общение с учителем.

Таким образом, можно заключить, что изменения все же нужны в самой системе и методах. А вот профессионализм большинства педагогов никто не оспаривает. 

Другое пожелание учеников набрало целых 77%. Ребята хотят меньше домашнего задания. Большую часть работы лучше сделать в классе, а дома решить пару упражнений для закрепления материала. 

74% участников считают нагрузку слишком большой и предлагают согласовывать домашнее задание с учителями. 

Принятые правила поведения и тон отношений в вашем учреждении и классе

44% участников достаточно комфортно чувствуют себя в школе. Другие — скованно (33%). 

У 27% учащихся класс не очень сплоченный. При этом буллинг встречается редко. Всего 3 человека (4%) рассказали об агрессии со стороны одноклассников. 

Из положительных моментов также нужно отметить, что в вопросе о плюсах каждый пункт набрал в районе 40 голосов (по 49% от общего числа участников). Это говорит о преимущественно хороших отношений внутри школы. 

Хотя все же 19% учеников не считают атмосферу в своем учебном заведении ни дружелюбной, ни открытой, ни взаимоуважительной.  

Материальные условия 

Частая проблема — невкусная еда в столовой (38%). 

Вопросы к оснащению учебных заведений также есть. У 31% человек устарелое оборудование для обучения. Это различные спортивные снаряды, компьютеры и оборудование для экспериментов. Столько же ребят отметили проблемы с более простыми вещами: столами, стенами и т.д.

Нужно заметить, что больше всего голосов набрал пункт “ничего из перечисленного” (40%). Этих ребят все устраивает

Самый частый плюс — расположение учебных заведений (49%). Большинству добираться до места учебы достаточно просто, и времени много не нужно.

В вопросе о пожеланиях каждый пункт набрал достаточно голосов. Ученики считают, что учебники (68%), базовый набор канцелярских товаров и тетрадок (56%) должно бесплатно выдавать государство. 

Также много набрали и пункты относящиеся к комфортному пребыванию в месте учебы. Доступный интернет попросило 64%, а удобное место для выполнения домашнего задания 51%. 

Плюс ко всему 52% считают, что питание должно быть бесплатным

Социально-педагогическая работа 

Больше всего ребятам не хватает активностей для досуга, вещей, которые помогли бы самореализоваться (38%). 

36% участников думают, что школа не учит мыслить и формировать свое мнение

А 33% ребят видят проблемы в профориентации, сейчас она лишь на формальном уровне. Отметим, что столько же участников не видят вышеперечисленных проблем. 

Плюсов в этой теме ребята нашли достаточно много. Некоторым повезло с хорошим психологом (38%). Он(а) помогает учащимся разобраться с выбором профессии, вопросами мотивации к учебе или взаимоотношениями.

У других участников в учебном заведении организуются экскурсии, выезды и поездки (36%). 

У 31% ребят в школе работают активные социальные педагоги. Они устраивают интересные мероприятия и вовлекают в этот процесс учащихся. 

К сожалению, у 26% человека подобных людей, мероприятий и поездок в учебном заведении нет

Перейдем к пожеланиям учащихся. Начнем с отмены уже существующих вещей. Например, целых 70% человек не считают 6 школьный день чем-то полезным и предлагают его убрать

Информационные часы также большинство не хочет посещать, правда уже только 58%. Заметим, что был и немного другой вариант. 36% ребят предложили переделать информационные часы, чтобы те стали более полезными и интересными. Но этот пункт набрал все же гораздо меньше баллов. 

Перейдем к немного другого рода предложениям. Учащиеся хотели бы создать школьное самоуправление/парламент (54%). Он бы мог организовывать активности в школе, а также выступать представителем учащихся в принятии решений. 

Про профориентацию ребята тоже не забыли. 56% хотело бы поработать на настоящем предприятии и попробовать себя в той или иной профессии. 38% участник к тому же предлагает проводить специальные занятия по профориентации. 

Выводы 

После анализа ответов участников мы смогли в очередной раз убедится, что в белорусском образовании достаточно много проблем. Больше всего вопросов встретилось в темах “система образования” и “социально-педагогическая работа”. 

Ребятам не достаточно практики, методы преподавания устарели. Им хочется больше активностей и интерактива. При этом многие проголосовали за меньшее количество домашнего задания и нагрузки. 

На мой взгляд, как раз таки креативная деятельность могла бы уменьшить ту самую нагрузку. Гораздо проще и интереснее смотреть на эксперимент или делать проект по какой-то теме, а не слушать сухую теорию и переписывать ее в тетрадь. 

Ко всему прочему в школах часто проводится шестой школьный день, который также забирает силы и время. Как показывает голосование, многие участники предпочли бы отменить его. Вместо этого больше времени можно бы было уделить профориентации. 

И последнее — дать учащимся немного свободы и больше прав. Школьный парламент помог бы администрации обсуждать проблемы с учащимися, таким образом вводить улучшения и совершенствовать уже имеющиеся полезные вещи. 

До идеальной системы образования еще далеко, но нужно начинать что-то менять, пробовать. На месте стоять нельзя, голоса учеников об этом говорят. Нынешняя система образование не устраивает как многих учащихся, так и многих учителей. Самое время вводить изменения!

Ульяна Ренейская 

Оцените пост:
Голосов: 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *