Подростки Витебской области о современной школе. Результаты мониторинга

Подростки Витебской области о современной школе. Результаты мониторинга

Ученики школ, гимназий и лицеев Витебской области ответили на вопросы об обучении, рассказали о проблемах, положительных сторонах и пожеланиях.

Участники

Участие в мониторинге школьного образования приняли 81 человек из Витебской области. Учащиеся школ — 62 человека (77%), гимназий —18 ( 22%) и 1 лицеист (1%). Большинство выпустилась из 8-11 классов (90%), и несколько — из 5-7-х классов (10%).

В основном ребята учаться в Поставах, Витебске и Новополоцке (75,4%). 

Основная возрастная группа – 14-17 лет (84%). Есть люди постарше и помладше, но их гораздо меньше (16%). 

Работа учителей

Всего 30% ребят отношение учителей полностью устраивает

Нет отрицательного пункта за который проголосовала хотя бы половина участников. Можно сделать вывод, что все учащиеся сталкиваются с разными проблемами. При этом каждый пункт набрал практически одинаковое количество голосов, что говорит об актуальности каждого вопроса

Из того, что плохо, самые серьезные претензии — это манипуляция отметками, нечестное оценивание (41%) и предпочтение учителей работать с учениками, которые могут принести выгоду в виде рейтингов школе (46%). 

К знаниям учителей у участников меньше претензий. Страх задавать вопросы также есть у немногих. Оба пункта набрали лишь по 20%. 

Большая часть учащихся довольна отношением учителей (74%). Также у многих есть хотя бы один профессиональный преподаватель (75%). 

Только один человек не нашел никаких плюсов в своих педагогах (1%). 

Администрация 

Большая часть участников не сталкивалась с серьезными проблемами с директорами и завучами (72%). 

Грубое отношение отметили только 10 ребят (12%). А вот авторитарное отношение более распространено (23%). 

В вопросе про плюсы больше всего голосов получил пункт “Обычная администрация — не то, чтобы сильно инициативная, но просто хорошо выполняет свою работу” (49%).

28% участников считают свою администрацию идущей навстречу и поддерживающей. Другие не смогли ответить на вопрос (21%).

Один из учащихся написал свой, более развернутый ответ: “Завуч по средней школе — замечательный человек, она всегда поможет. Остальная же администрация полна ненависти как к ученикам, так и к самим учителям, ибо “в поле”, то есть как учителя предметники, не работали”.

Система образования

У учеников слишком много теории, а вот практики не хватает (46%). Нужно, чтобы тема и знания были привязаны к жизни. 

Так же многие заметили, что задания связаны с заучиванием (51%). Получается, что материал запоминается лишь на небольшой промежуток времени.

Еще две равноценные проблемы (по 47%) — устаревшие методы преподавания и большое количество “воды” в учебниках

Ученикам хочется больше интерактива. Так урок станет интереснее и полезнее, материал лучше запомниться. 

В свою очередь ненужные фразы и банальные вещи занимают довольно много места в учебниках и не помогают в усвоении материала, лишь отнимают много времени.  

Перейдем к плюсам в системе обучения. Их, кстати, целых 30% участников не нашло. 

В то же время, 42% считают, что большинство учителей все же доходчиво и интересно преподносят материал

Таким образом, мы видим, что ребята разделились на два лагеря. Первые, как указано выше, считают методы учителей устаревшими и неэффективными, других все устраивает. Чтобы понять, как действовать, обратимся к блоку вопросов о пожеланиях учащихся —70% за интерактивные уроки и общение с учителем.

Таким образом, можно заключить, что изменения все же нужны в самой системе и методах. А вот профессионализм большинства педагогов никто не оспаривает. 

Другое пожелание учеников набрало целых 77%. Ребята хотят меньше домашнего задания. Большую часть работы лучше сделать в классе, а дома решить пару упражнений для закрепления материала. 

74% участников считают нагрузку слишком большой и предлагают согласовывать домашнее задание с учителями. 

Принятые правила поведения и тон отношений в вашем учреждении и классе

44% участников достаточно комфортно чувствуют себя в школе. Другие — скованно (33%). 

У 27% учащихся класс не очень сплоченный. При этом буллинг встречается редко. Всего 3 человека (4%) рассказали об агрессии со стороны одноклассников. 

Из положительных моментов также нужно отметить, что в вопросе о плюсах каждый пункт набрал в районе 40 голосов (по 49% от общего числа участников). Это говорит о преимущественно хороших отношений внутри школы. 

Хотя все же 19% учеников не считают атмосферу в своем учебном заведении ни дружелюбной, ни открытой, ни взаимоуважительной.  

Материальные условия 

Частая проблема — невкусная еда в столовой (38%). 

Вопросы к оснащению учебных заведений также есть. У 31% человек устарелое оборудование для обучения. Это различные спортивные снаряды, компьютеры и оборудование для экспериментов. Столько же ребят отметили проблемы с более простыми вещами: столами, стенами и т.д.

Нужно заметить, что больше всего голосов набрал пункт “ничего из перечисленного” (40%). Этих ребят все устраивает

Самый частый плюс — расположение учебных заведений (49%). Большинству добираться до места учебы достаточно просто, и времени много не нужно.

В вопросе о пожеланиях каждый пункт набрал достаточно голосов. Ученики считают, что учебники (68%), базовый набор канцелярских товаров и тетрадок (56%) должно бесплатно выдавать государство. 

Также много набрали и пункты относящиеся к комфортному пребыванию в месте учебы. Доступный интернет попросило 64%, а удобное место для выполнения домашнего задания 51%. 

Плюс ко всему 52% считают, что питание должно быть бесплатным

Социально-педагогическая работа 

Больше всего ребятам не хватает активностей для досуга, вещей, которые помогли бы самореализоваться (38%). 

36% участников думают, что школа не учит мыслить и формировать свое мнение

А 33% ребят видят проблемы в профориентации, сейчас она лишь на формальном уровне. Отметим, что столько же участников не видят вышеперечисленных проблем. 

Плюсов в этой теме ребята нашли достаточно много. Некоторым повезло с хорошим психологом (38%). Он(а) помогает учащимся разобраться с выбором профессии, вопросами мотивации к учебе или взаимоотношениями.

У других участников в учебном заведении организуются экскурсии, выезды и поездки (36%). 

У 31% ребят в школе работают активные социальные педагоги. Они устраивают интересные мероприятия и вовлекают в этот процесс учащихся. 

К сожалению, у 26% человека подобных людей, мероприятий и поездок в учебном заведении нет

Перейдем к пожеланиям учащихся. Начнем с отмены уже существующих вещей. Например, целых 70% человек не считают 6 школьный день чем-то полезным и предлагают его убрать

Информационные часы также большинство не хочет посещать, правда уже только 58%. Заметим, что был и немного другой вариант. 36% ребят предложили переделать информационные часы, чтобы те стали более полезными и интересными. Но этот пункт набрал все же гораздо меньше баллов. 

Перейдем к немного другого рода предложениям. Учащиеся хотели бы создать школьное самоуправление/парламент (54%). Он бы мог организовывать активности в школе, а также выступать представителем учащихся в принятии решений. 

Про профориентацию ребята тоже не забыли. 56% хотело бы поработать на настоящем предприятии и попробовать себя в той или иной профессии. 38% участник к тому же предлагает проводить специальные занятия по профориентации. 

Выводы 

После анализа ответов участников мы смогли в очередной раз убедится, что в белорусском образовании достаточно много проблем. Больше всего вопросов встретилось в темах “система образования” и “социально-педагогическая работа”. 

Ребятам не достаточно практики, методы преподавания устарели. Им хочется больше активностей и интерактива. При этом многие проголосовали за меньшее количество домашнего задания и нагрузки. 

На мой взгляд, как раз таки креативная деятельность могла бы уменьшить ту самую нагрузку. Гораздо проще и интереснее смотреть на эксперимент или делать проект по какой-то теме, а не слушать сухую теорию и переписывать ее в тетрадь. 

Ко всему прочему в школах часто проводится шестой школьный день, который также забирает силы и время. Как показывает голосование, многие участники предпочли бы отменить его. Вместо этого больше времени можно бы было уделить профориентации. 

И последнее — дать учащимся немного свободы и больше прав. Школьный парламент помог бы администрации обсуждать проблемы с учащимися, таким образом вводить улучшения и совершенствовать уже имеющиеся полезные вещи. 

До идеальной системы образования еще далеко, но нужно начинать что-то менять, пробовать. На месте стоять нельзя, голоса учеников об этом говорят. Нынешняя система образование не устраивает как многих учащихся, так и многих учителей. Самое время вводить изменения!

Ульяна Ренейская 

Оцените пост:
Голосов: 2

2 комментария о “Подростки Витебской области о современной школе. Результаты мониторинга

  1. Ответить
    cabinet-beeline.ru
    04.11.2020 at 02:10

    Формирование жизненной устойчивости к социально-неблагоприятным факторам для школьников Мы сами : методические материалы Результаты мониторинга внедрения учебной программы факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для 5-8 классов учреждений общего среднего образования Мы сами в Витебской области (2014 – 2019 годы)

  2. Ответить
    mfc-oficialnyj-sajt.ru
    05.11.2020 at 21:56

    В Воронеже над аутистом, избитым до потери сознания школьниками, издевались даже маленькие дети По неофициальной информации, 26 октября жестокие подростки вынуждены были поговорить с матерью мужчины, которого они выбрали своей жертвой В Воронеже к квартирному делу экс-заместителя начальника управления ГИБДД по Воронежской области привлекут его жену Представители прокуратуры пытаются доказать, что Игорь Качкин купил 22 объекта недвижимости на неизвестные доходы, оформив их на своих родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *