Ученики школ, гимназий и лицеев Витебской области ответили на вопросы об обучении, рассказали о проблемах, положительных сторонах и пожеланиях.
Участники
Участие в мониторинге школьного образования приняли 81 человек из Витебской области. Учащиеся школ — 62 человека (77%), гимназий —18 ( 22%) и 1 лицеист (1%). Большинство выпустилась из 8-11 классов (90%), и несколько — из 5-7-х классов (10%).
В основном ребята учаться в Поставах, Витебске и Новополоцке (75,4%).
Основная возрастная группа – 14-17 лет (84%). Есть люди постарше и помладше, но их гораздо меньше (16%).
Работа учителей
Всего 30% ребят отношение учителей полностью устраивает.
Нет отрицательного пункта за который проголосовала хотя бы половина участников. Можно сделать вывод, что все учащиеся сталкиваются с разными проблемами. При этом каждый пункт набрал практически одинаковое количество голосов, что говорит об актуальности каждого вопроса.
Из того, что плохо, самые серьезные претензии — это манипуляция отметками, нечестное оценивание (41%) и предпочтение учителей работать с учениками, которые могут принести выгоду в виде рейтингов школе (46%).
К знаниям учителей у участников меньше претензий. Страх задавать вопросы также есть у немногих. Оба пункта набрали лишь по 20%.
Большая часть учащихся довольна отношением учителей (74%). Также у многих есть хотя бы один профессиональный преподаватель (75%).
Только один человек не нашел никаких плюсов в своих педагогах (1%).
Администрация
Большая часть участников не сталкивалась с серьезными проблемами с директорами и завучами (72%).
Грубое отношение отметили только 10 ребят (12%). А вот авторитарное отношение более распространено (23%).
В вопросе про плюсы больше всего голосов получил пункт “Обычная администрация — не то, чтобы сильно инициативная, но просто хорошо выполняет свою работу” (49%).
28% участников считают свою администрацию идущей навстречу и поддерживающей. Другие не смогли ответить на вопрос (21%).
Один из учащихся написал свой, более развернутый ответ: “Завуч по средней школе — замечательный человек, она всегда поможет. Остальная же администрация полна ненависти как к ученикам, так и к самим учителям, ибо “в поле”, то есть как учителя предметники, не работали”.
Система образования
У учеников слишком много теории, а вот практики не хватает (46%). Нужно, чтобы тема и знания были привязаны к жизни.
Так же многие заметили, что задания связаны с заучиванием (51%). Получается, что материал запоминается лишь на небольшой промежуток времени.
Еще две равноценные проблемы (по 47%) — устаревшие методы преподавания и большое количество “воды” в учебниках.
Ученикам хочется больше интерактива. Так урок станет интереснее и полезнее, материал лучше запомниться.
В свою очередь ненужные фразы и банальные вещи занимают довольно много места в учебниках и не помогают в усвоении материала, лишь отнимают много времени.
Перейдем к плюсам в системе обучения. Их, кстати, целых 30% участников не нашло.
В то же время, 42% считают, что большинство учителей все же доходчиво и интересно преподносят материал.
Таким образом, мы видим, что ребята разделились на два лагеря. Первые, как указано выше, считают методы учителей устаревшими и неэффективными, других все устраивает. Чтобы понять, как действовать, обратимся к блоку вопросов о пожеланиях учащихся —70% за интерактивные уроки и общение с учителем.
Таким образом, можно заключить, что изменения все же нужны в самой системе и методах. А вот профессионализм большинства педагогов никто не оспаривает.
Другое пожелание учеников набрало целых 77%. Ребята хотят меньше домашнего задания. Большую часть работы лучше сделать в классе, а дома решить пару упражнений для закрепления материала.
74% участников считают нагрузку слишком большой и предлагают согласовывать домашнее задание с учителями.
Принятые правила поведения и тон отношений в вашем учреждении и классе
44% участников достаточно комфортно чувствуют себя в школе. Другие — скованно (33%).
У 27% учащихся класс не очень сплоченный. При этом буллинг встречается редко. Всего 3 человека (4%) рассказали об агрессии со стороны одноклассников.
Из положительных моментов также нужно отметить, что в вопросе о плюсах каждый пункт набрал в районе 40 голосов (по 49% от общего числа участников). Это говорит о преимущественно хороших отношений внутри школы.
Хотя все же 19% учеников не считают атмосферу в своем учебном заведении ни дружелюбной, ни открытой, ни взаимоуважительной.
Материальные условия
Частая проблема — невкусная еда в столовой (38%).
Вопросы к оснащению учебных заведений также есть. У 31% человек устарелое оборудование для обучения. Это различные спортивные снаряды, компьютеры и оборудование для экспериментов. Столько же ребят отметили проблемы с более простыми вещами: столами, стенами и т.д.
Нужно заметить, что больше всего голосов набрал пункт “ничего из перечисленного” (40%). Этих ребят все устраивает.
Самый частый плюс — расположение учебных заведений (49%). Большинству добираться до места учебы достаточно просто, и времени много не нужно.
В вопросе о пожеланиях каждый пункт набрал достаточно голосов. Ученики считают, что учебники (68%), базовый набор канцелярских товаров и тетрадок (56%) должно бесплатно выдавать государство.
Также много набрали и пункты относящиеся к комфортному пребыванию в месте учебы. Доступный интернет попросило 64%, а удобное место для выполнения домашнего задания 51%.
Плюс ко всему 52% считают, что питание должно быть бесплатным.
Социально-педагогическая работа
Больше всего ребятам не хватает активностей для досуга, вещей, которые помогли бы самореализоваться (38%).
36% участников думают, что школа не учит мыслить и формировать свое мнение.
А 33% ребят видят проблемы в профориентации, сейчас она лишь на формальном уровне. Отметим, что столько же участников не видят вышеперечисленных проблем.
Плюсов в этой теме ребята нашли достаточно много. Некоторым повезло с хорошим психологом (38%). Он(а) помогает учащимся разобраться с выбором профессии, вопросами мотивации к учебе или взаимоотношениями.
У других участников в учебном заведении организуются экскурсии, выезды и поездки (36%).
У 31% ребят в школе работают активные социальные педагоги. Они устраивают интересные мероприятия и вовлекают в этот процесс учащихся.
К сожалению, у 26% человека подобных людей, мероприятий и поездок в учебном заведении нет.
Перейдем к пожеланиям учащихся. Начнем с отмены уже существующих вещей. Например, целых 70% человек не считают 6 школьный день чем-то полезным и предлагают его убрать.
Информационные часы также большинство не хочет посещать, правда уже только 58%. Заметим, что был и немного другой вариант. 36% ребят предложили переделать информационные часы, чтобы те стали более полезными и интересными. Но этот пункт набрал все же гораздо меньше баллов.
Перейдем к немного другого рода предложениям. Учащиеся хотели бы создать школьное самоуправление/парламент (54%). Он бы мог организовывать активности в школе, а также выступать представителем учащихся в принятии решений.
Про профориентацию ребята тоже не забыли. 56% хотело бы поработать на настоящем предприятии и попробовать себя в той или иной профессии. 38% участник к тому же предлагает проводить специальные занятия по профориентации.
Выводы
После анализа ответов участников мы смогли в очередной раз убедится, что в белорусском образовании достаточно много проблем. Больше всего вопросов встретилось в темах “система образования” и “социально-педагогическая работа”.
Ребятам не достаточно практики, методы преподавания устарели. Им хочется больше активностей и интерактива. При этом многие проголосовали за меньшее количество домашнего задания и нагрузки.
На мой взгляд, как раз таки креативная деятельность могла бы уменьшить ту самую нагрузку. Гораздо проще и интереснее смотреть на эксперимент или делать проект по какой-то теме, а не слушать сухую теорию и переписывать ее в тетрадь.
Ко всему прочему в школах часто проводится шестой школьный день, который также забирает силы и время. Как показывает голосование, многие участники предпочли бы отменить его. Вместо этого больше времени можно бы было уделить профориентации.
И последнее — дать учащимся немного свободы и больше прав. Школьный парламент помог бы администрации обсуждать проблемы с учащимися, таким образом вводить улучшения и совершенствовать уже имеющиеся полезные вещи.
До идеальной системы образования еще далеко, но нужно начинать что-то менять, пробовать. На месте стоять нельзя, голоса учеников об этом говорят. Нынешняя система образование не устраивает как многих учащихся, так и многих учителей. Самое время вводить изменения!
Ульяна Ренейская
cabinet-beeline.ru
04.11.2020 at 02:10Формирование жизненной устойчивости к социально-неблагоприятным факторам для школьников Мы сами : методические материалы Результаты мониторинга внедрения учебной программы факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для 5-8 классов учреждений общего среднего образования Мы сами в Витебской области (2014 – 2019 годы)
mfc-oficialnyj-sajt.ru
05.11.2020 at 21:56В Воронеже над аутистом, избитым до потери сознания школьниками, издевались даже маленькие дети По неофициальной информации, 26 октября жестокие подростки вынуждены были поговорить с матерью мужчины, которого они выбрали своей жертвой В Воронеже к квартирному делу экс-заместителя начальника управления ГИБДД по Воронежской области привлекут его жену Представители прокуратуры пытаются доказать, что Игорь Качкин купил 22 объекта недвижимости на неизвестные доходы, оформив их на своих родителей