“У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

“У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

Уже несколько лет в Беларуси проходят реформы школьного образования. Мы решили узнать у подростков, что они думают о школьном парламенте и его функциях. 

Участники:

Настя, окончила 11 класс, была олимпиадницей по обществоведению. Поступила на факультет международных отношений в БГУ.

Василина, окончила 10 класс, активистка в гимназии.

Ваня, окончил 1 курс в БГТУ города Минска, до этого учился в СШ №4 в Орше.

Никита, окончил 10 класс, увлекается разными сферами деятельности. 

Марианна, окончила 11 класс, активистка, поступила в СПБГУ на  факультет экологии.

Как вы представляете себе школьный парламент?

Никита: У нас нет школьного парламента. Слышал, но не сталкивался. Я представляю, что это группа школьников, которые решают вопросы дисциплины, процесса обучения, развития учреждения образования.

Василина: Школьный парламент, как иерархическая пирамида, где есть главный и неглавный. Она действует, как пирамида Маслоу. Опирается на потребности тех, кто обучается. При этом люди должны выполнять свои обязанности, так, как их надо выполнять, а не так, как это делается у нас. Вроде бы есть школьный парламент, но на деле никто ничего не делает.

Марианна: У нас в школе было что-то вроде школьного парламента. Скорее, совет старост, которые время от времени ходили на собрания и толком ничего не делали. 

Школьный парламент — это система, где есть глава — кто-то из старших классов или учителей, заместитель и по представителю из каждого класса, начиная с 5-ого. Они будут выполнять меньше обязанностей, потому что младше.

Парламент должен вводить инициативы. Ученики должны выступать в роли педагогов-организаторов, заинтересовывать ребят в мероприятиях, не считая БРСМ.

Настя: У нас в школе был совет старост: все люди приходили в назначенное время и обсуждали насущные проблемы.

Стоит сделать школьный парламент, схожий с обычным. Две палаты: например, в одной палате педагоги-организаторы, в другой — представитель от класса. Решали бы проблемы путем дебатов, выбирали премьер-министра. Это будет познавательно!

Ваня: Парламент — группа людей, которые хотят испытать себя в жизни школы и набраться опыта в решении проблем. Должно быть так, чтобы каждый мог высказаться и все голоса были услышаны. Например, кому-то не нравится еда в столовой, они могли бы вынести проблему на рассмотрение и изменить что-то.

Василина: В школах не умеют слушать. Чаще всего мнение учеников игнорируют и было бы очень классно, если бы это изменилось.

Какие бы вопросы решал парламент? Какие права и обязанности имел?

Василина: Желательно, чтобы ученики больше принимали участия в жизни школы. Этого нет. Было бы классно, если бы они сами могли что-то организовать. Захотели, подошли, рассказали идею, им разрешили. Ученики сами всё делают, всё решают.

Настя: Как уже говорила Василина, организация мероприятий. У наших учеников была инициатива организовать мероприятие, к сожалению, администрация не разрешила.

Хотелось бы, чтобы у школьников была возможность предлагать свои идеи и реализовывать их, высказывать мнение и как-то влиять на решение других. Также обсуждение школьных вопросов.

Права и обязанности больше структурные — избрание представителя и участие в жизни учреждения образования в целом.

Марианна: Права, в первую очередь, исполнительная власть в школе выполнялась не только администрацией, но и учениками. Хотелось бы, чтобы их мнение имело ценность, их слушали, а не наоборот. Предлагать инициативы, начиная с мероприятий и заканчивая ведением социальных сетей. Сейчас всё-таки все более современные. У каждой школы должен уже быть Instagram, YouTube, ВК, Facebook, тот же Twitter. Можно даже вести школьный Tik Tok! Это прикольно, если развивать. 

Василина: Школьная газета, помню, Катя (соавтор статьи) говорила.

Марианна:  Я бы её сделала в онлайн-формате (видео, аудио).

У нас были “Школьные новости”. Было неплохо реализовано. В этом году появился, благодаря нашей параллели, Instagram. 

Можно договариваться старостами класса, чтобы улучшить оборудование в школе. Было бы хорошо, если бы парламент организовывал сбор денег на его совершенствование. 

Никита: Я согласен. Это дисциплина, процесс образования.

Уверен, чтобы перестроить процесс образования, нужно копать глубже и одним школьным парламентом это вряд ли решится. Нужно менять систему образования, но это в нашей стране не совсем реализуемо. Тем не менее школьный парламент мог бы минимально влиять на это и регулировать. 

Права — финальное звено в принятии решений. Нужно сделать так, чтобы  мнения можно было оспаривать путем голосования. 

Василина: Так как это школьная иерархия, у каждого должна быть своя роль. Важно слушать и слышать, исходя из этого выделять каждому обязанности. 

У нас много дурацких ограничений из разряда: одевайтесь так, сидите за партой вот так, пишите только правой рукой и многое другое. Из-за этого дети, начинают зажиматься и потом не знают к чему стремиться. Учителя что-то требуют, а они не знают, что делать.

Я бы просто разграничила какие-то мелкие права.

Ваня: Школьный парламент решает более глобальные вопросы. Например, общественное питание. Есть веганы. Важно, чтобы у них было личное меню без продуктов животного происхождения. Это сложно, но возможно. 

Глава парламента имел бы права примерно наравне с завучем. Это 10-11 класс. 

Настя: Я хочу возразить по поводу школьного питания. Не знаю, как у вас все организовано, но у нас недавно ввели онлайн заявку на еду. Меню заказывается комплексами и ты можешь выбрать, который тебе нравится. Вегетарианцам подавали комплексы без мяса. Конечно, администрация это не любит, потому что сложнее организовать, посчитать. Нужно время, но это реально. 

Как бы проходили выборы главы парламента?

Василина: Каждый может баллотироваться. За него голосуют и выбирают большинством.

Глава парламента должен выдвинуть идею, какие изменения ввести. Ученики должны решить, что им больше по душе. Провести анонимное голосование, растянутое на неделю. Каждый день выступает один человек. Кто за, кидает за него бумажку. 

Никита: Мне кажется, система последовательного голосования плохая идея. Когда один человек представился, нет общей картины. Проголосуешь, а потом можешь понять, что его мнение не близко.

Василина: Я вообще в политике не разбираюсь, поэтому вполне возможно. 

Марианна: Я бы ввела критерии отбора. Кто хочет баллотироваться, должен что-то предоставить: идеи, взгляды, показать, чего добился в своём классе. Испытательный срок около двух недель. Глава должен показать, что он успел реализовать за это время. Возможно даже небольшое денежное поощрение, если школа будет не против. Также, если он будет где-то ошибаться и принимать не совсем верное решение, нести за это ответственность. А также важно, чтобы не было подкупа голосов. 

Ваня: Сначала выбираем парламент, потом главу из самого парламента. 

Настя: Это похоже на выборы президента. Должны быть ограничения по возрасту и дебаты. На случай освобождения от власти, следует выбирать заместителя, чтобы он мог подстраховать. Класс выдвигает кандидата, парламент выбирает лидера.

Как часто проходили бы собрания?

Марианна: Глобальное собрание раз в месяц, поменьше 1-2 раза в неделю. Вряд ли 5-6 классам будет интересно слушать про экзамены и вузы. Приглашать на некоторые собрания только 9-11 классы. 

Никита: Проводить собрания на масштабные темы раз в месяц, а другие по надобности. Если что-то резко произошло, чтобы все могли быстро организоваться.

Настя: Собрания нужно организовывать чаще, чем раз в месяц, в зависимости от того, какие вопросы решаются. Можно проводить в онлайн-формате. У каждого есть телефон, интернет и это будет доступно всем.

Василина: Собрания проходили бы раз в месяц. Если надо — чаще. Например, привычка вырабатывается 21 день. Нужна неделя, чтобы организовать мероприятие и 3 недели, чтобы к этому привыкнуть. Нужно обсуждать и разговаривать.

Ваня: Согласен со всеми.

Участники фокус-группы также обратили внимание на то, что администрация не должна вмешиваться в дела парламента, а только помогать ему. Парламент в одной школе — это хорошо, но он нужен в каждом учреждении образования, это поможет лучше узнать учеников.

Также главы парламентов других школ должны устраивать собрания, делиться идеями и организовывать общие мероприятия.

Екатерина Умрихина, Александра Гимбицкая

Оцените пост:
Голосов: 2

Один комментарий о ““У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

  1. Ответить
    Нина
    08.11.2020 at 04:12

    спрашивают мнение, внимательно ждут ответа и к этим ответам относятся серьезно. В это время и тот, кто говорит и те, кто слушают, учатся слышать и слушать, уважать говорящего. Вы знаете, что наши дети совсем не говорят? Они только отвечают на вопросы учителя и пересказывают выученное. А в неформальном обучении у них появляется большой и, я бы сказала, взрослый опыт самостоятельного говорения. У нас был такой случай на тренинге. Девочка замешкалась с ответом (по школьным скоростям), в какой-то момент перестала думать и стала ждать, что ее сейчас как в школе посадят на место и вызовут другого. А все в полной тишине ждали, давая ей столько времени на ответ, сколько нужно. Это был очень сложный момент для нее и для всех. Она расплакалась. А на следующий день выступила с самостоятельной инициативой: сказала, что в теме дискриминации, которую мы изучаем, есть интересный исторический факт – холокост армян. За вечер она ее изучила, чтобы рассказать всем, как это повлияло на взаимоотношения Армении и Турции. Я думаю, это стоило минуты тишины и внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *