“У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

“У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

Уже несколько лет в Беларуси проходят реформы школьного образования. Мы решили узнать у подростков, что они думают о школьном парламенте и его функциях. 

Участники:

Настя, окончила 11 класс, была олимпиадницей по обществоведению. Поступила на факультет международных отношений в БГУ.

Василина, окончила 10 класс, активистка в гимназии.

Ваня, окончил 1 курс в БГТУ города Минска, до этого учился в СШ №4 в Орше.

Никита, окончил 10 класс, увлекается разными сферами деятельности. 

Марианна, окончила 11 класс, активистка, поступила в СПБГУ на  факультет экологии.

Как вы представляете себе школьный парламент?

Никита: У нас нет школьного парламента. Слышал, но не сталкивался. Я представляю, что это группа школьников, которые решают вопросы дисциплины, процесса обучения, развития учреждения образования.

Василина: Школьный парламент, как иерархическая пирамида, где есть главный и неглавный. Она действует, как пирамида Маслоу. Опирается на потребности тех, кто обучается. При этом люди должны выполнять свои обязанности, так, как их надо выполнять, а не так, как это делается у нас. Вроде бы есть школьный парламент, но на деле никто ничего не делает.

Марианна: У нас в школе было что-то вроде школьного парламента. Скорее, совет старост, которые время от времени ходили на собрания и толком ничего не делали. 

Школьный парламент — это система, где есть глава — кто-то из старших классов или учителей, заместитель и по представителю из каждого класса, начиная с 5-ого. Они будут выполнять меньше обязанностей, потому что младше.

Парламент должен вводить инициативы. Ученики должны выступать в роли педагогов-организаторов, заинтересовывать ребят в мероприятиях, не считая БРСМ.

Настя: У нас в школе был совет старост: все люди приходили в назначенное время и обсуждали насущные проблемы.

Стоит сделать школьный парламент, схожий с обычным. Две палаты: например, в одной палате педагоги-организаторы, в другой — представитель от класса. Решали бы проблемы путем дебатов, выбирали премьер-министра. Это будет познавательно!

Ваня: Парламент — группа людей, которые хотят испытать себя в жизни школы и набраться опыта в решении проблем. Должно быть так, чтобы каждый мог высказаться и все голоса были услышаны. Например, кому-то не нравится еда в столовой, они могли бы вынести проблему на рассмотрение и изменить что-то.

Василина: В школах не умеют слушать. Чаще всего мнение учеников игнорируют и было бы очень классно, если бы это изменилось.

Какие бы вопросы решал парламент? Какие права и обязанности имел?

Василина: Желательно, чтобы ученики больше принимали участия в жизни школы. Этого нет. Было бы классно, если бы они сами могли что-то организовать. Захотели, подошли, рассказали идею, им разрешили. Ученики сами всё делают, всё решают.

Настя: Как уже говорила Василина, организация мероприятий. У наших учеников была инициатива организовать мероприятие, к сожалению, администрация не разрешила.

Хотелось бы, чтобы у школьников была возможность предлагать свои идеи и реализовывать их, высказывать мнение и как-то влиять на решение других. Также обсуждение школьных вопросов.

Права и обязанности больше структурные — избрание представителя и участие в жизни учреждения образования в целом.

Марианна: Права, в первую очередь, исполнительная власть в школе выполнялась не только администрацией, но и учениками. Хотелось бы, чтобы их мнение имело ценность, их слушали, а не наоборот. Предлагать инициативы, начиная с мероприятий и заканчивая ведением социальных сетей. Сейчас всё-таки все более современные. У каждой школы должен уже быть Instagram, YouTube, ВК, Facebook, тот же Twitter. Можно даже вести школьный Tik Tok! Это прикольно, если развивать. 

Василина: Школьная газета, помню, Катя (соавтор статьи) говорила.

Марианна:  Я бы её сделала в онлайн-формате (видео, аудио).

У нас были “Школьные новости”. Было неплохо реализовано. В этом году появился, благодаря нашей параллели, Instagram. 

Можно договариваться старостами класса, чтобы улучшить оборудование в школе. Было бы хорошо, если бы парламент организовывал сбор денег на его совершенствование. 

Никита: Я согласен. Это дисциплина, процесс образования.

Уверен, чтобы перестроить процесс образования, нужно копать глубже и одним школьным парламентом это вряд ли решится. Нужно менять систему образования, но это в нашей стране не совсем реализуемо. Тем не менее школьный парламент мог бы минимально влиять на это и регулировать. 

Права — финальное звено в принятии решений. Нужно сделать так, чтобы  мнения можно было оспаривать путем голосования. 

Василина: Так как это школьная иерархия, у каждого должна быть своя роль. Важно слушать и слышать, исходя из этого выделять каждому обязанности. 

У нас много дурацких ограничений из разряда: одевайтесь так, сидите за партой вот так, пишите только правой рукой и многое другое. Из-за этого дети, начинают зажиматься и потом не знают к чему стремиться. Учителя что-то требуют, а они не знают, что делать.

Я бы просто разграничила какие-то мелкие права.

Ваня: Школьный парламент решает более глобальные вопросы. Например, общественное питание. Есть веганы. Важно, чтобы у них было личное меню без продуктов животного происхождения. Это сложно, но возможно. 

Глава парламента имел бы права примерно наравне с завучем. Это 10-11 класс. 

Настя: Я хочу возразить по поводу школьного питания. Не знаю, как у вас все организовано, но у нас недавно ввели онлайн заявку на еду. Меню заказывается комплексами и ты можешь выбрать, который тебе нравится. Вегетарианцам подавали комплексы без мяса. Конечно, администрация это не любит, потому что сложнее организовать, посчитать. Нужно время, но это реально. 

Как бы проходили выборы главы парламента?

Василина: Каждый может баллотироваться. За него голосуют и выбирают большинством.

Глава парламента должен выдвинуть идею, какие изменения ввести. Ученики должны решить, что им больше по душе. Провести анонимное голосование, растянутое на неделю. Каждый день выступает один человек. Кто за, кидает за него бумажку. 

Никита: Мне кажется, система последовательного голосования плохая идея. Когда один человек представился, нет общей картины. Проголосуешь, а потом можешь понять, что его мнение не близко.

Василина: Я вообще в политике не разбираюсь, поэтому вполне возможно. 

Марианна: Я бы ввела критерии отбора. Кто хочет баллотироваться, должен что-то предоставить: идеи, взгляды, показать, чего добился в своём классе. Испытательный срок около двух недель. Глава должен показать, что он успел реализовать за это время. Возможно даже небольшое денежное поощрение, если школа будет не против. Также, если он будет где-то ошибаться и принимать не совсем верное решение, нести за это ответственность. А также важно, чтобы не было подкупа голосов. 

Ваня: Сначала выбираем парламент, потом главу из самого парламента. 

Настя: Это похоже на выборы президента. Должны быть ограничения по возрасту и дебаты. На случай освобождения от власти, следует выбирать заместителя, чтобы он мог подстраховать. Класс выдвигает кандидата, парламент выбирает лидера.

Как часто проходили бы собрания?

Марианна: Глобальное собрание раз в месяц, поменьше 1-2 раза в неделю. Вряд ли 5-6 классам будет интересно слушать про экзамены и вузы. Приглашать на некоторые собрания только 9-11 классы. 

Никита: Проводить собрания на масштабные темы раз в месяц, а другие по надобности. Если что-то резко произошло, чтобы все могли быстро организоваться.

Настя: Собрания нужно организовывать чаще, чем раз в месяц, в зависимости от того, какие вопросы решаются. Можно проводить в онлайн-формате. У каждого есть телефон, интернет и это будет доступно всем.

Василина: Собрания проходили бы раз в месяц. Если надо — чаще. Например, привычка вырабатывается 21 день. Нужна неделя, чтобы организовать мероприятие и 3 недели, чтобы к этому привыкнуть. Нужно обсуждать и разговаривать.

Ваня: Согласен со всеми.

Участники фокус-группы также обратили внимание на то, что администрация не должна вмешиваться в дела парламента, а только помогать ему. Парламент в одной школе — это хорошо, но он нужен в каждом учреждении образования, это поможет лучше узнать учеников.

Также главы парламентов других школ должны устраивать собрания, делиться идеями и организовывать общие мероприятия.

Екатерина Умрихина, Александра Гимбицкая

Оцените пост:
Голосов: 2

4 комментария о ““У нас не умеют слышать и слушать”. Подростки о школьном парламенте

  1. Ответить
    Нина
    08.11.2020 at 04:12

    спрашивают мнение, внимательно ждут ответа и к этим ответам относятся серьезно. В это время и тот, кто говорит и те, кто слушают, учатся слышать и слушать, уважать говорящего. Вы знаете, что наши дети совсем не говорят? Они только отвечают на вопросы учителя и пересказывают выученное. А в неформальном обучении у них появляется большой и, я бы сказала, взрослый опыт самостоятельного говорения. У нас был такой случай на тренинге. Девочка замешкалась с ответом (по школьным скоростям), в какой-то момент перестала думать и стала ждать, что ее сейчас как в школе посадят на место и вызовут другого. А все в полной тишине ждали, давая ей столько времени на ответ, сколько нужно. Это был очень сложный момент для нее и для всех. Она расплакалась. А на следующий день выступила с самостоятельной инициативой: сказала, что в теме дискриминации, которую мы изучаем, есть интересный исторический факт – холокост армян. За вечер она ее изучила, чтобы рассказать всем, как это повлияло на взаимоотношения Армении и Турции. Я думаю, это стоило минуты тишины и внимания.

    1. Ответить
      Валерия
      26.11.2020 at 20:39

      Дети не грворят и не думают (!), потому что их с 1 класса учат громко читать вслух и заучивать наизусть стихи, паргарафы. Но понимать смысла прочитанного и выучннного, мыслить их не учат.

      Проблема не в школьниках. Но история похвальная, все же человек способен бороться за себя:)

  2. Ответить
    Мирена Санкт-Петербург
    26.11.2020 at 17:10

    Многим родителям (и я их понимаю!) жалко своих детей и хочется, чтобы после тяжелого школьного года они просто отдохнули у каких-нибудь лазурных берегов, без учебы и дел. Но это взрослые (и то не все) могут отдыхать ничего-не-делая. Подростку все равно нужен «движ» и «драйв» и он будет его искать. И хорошо бы чтобы этот «драйв» случился в каком-то месте, где он превратиться в освоение полезных навыков. Если подросток попадет летом в лагерь с неформальным обучением, он точно не устанет, но точно будет очень сильно занят.

  3. Ответить
    cabinet-gosuslugi.ru
    11.12.2020 at 11:10

    Мы же видим, что происходит с детьми, которые оказались заложниками отношений родителей, когда распадается благополучная семья. Все мы видели, что происходило в прошлый год. Это скандалы в семьях Рудковской – Батурина, Байсарова – Орбакайте, Слуцкер, все видели. Ребенок заложник. И вот ребенка, представьте себе, ребенка перетягивают родители, а мало того дети, которые достигли возраста 10 лет, они в суде должны высказать свое мнение, с кем он хочет остаться. Представьте себе на секундочку, ребенок, который одинаково любит маму и папу, который в принципе только хорошее видел от мамы и от папы. А ему говорят, скажи, пожалуйста, с кем ты хочешь остаться? В суде сидят судья, прокурор, органы опеки, все так серьезно, и ребенку говорят, сделай выбор в пользу мамы или папы. Это, что рулетка? Почему ребенок должен делать этот выбор? Почему такая слабость органов опеки? Почему законодательство не успевает за практикой? Мы встречаемся с Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Михайловичем Лебедевым и с удивлением вместе смотрим, что пленум по вопросам раздельного проживания детей при расторжении брака состоялся в 1998 г. То есть обобщение практики было в 1998 г., но тогда была другая страна, другое общество. Олигархи только набирали обороты, только накапливали свои капиталы, а вот когда накопили, тогда уже стали делить, есть что поделить. Отомстить нелюбимой или наоборот горячо любимой жене, забрать ребенка. Органы опеки должны дать справку обследования жилищных условий и рекомендации, с кем должен жить ребенок. У нас есть дела, когда в течение месяца один и тот же инспектор дает 2 разные справки. Должен жить с мамой ребенок, и вдруг должен жить с папой. Что такое случилось? Папа исправился, таким хорошим стал за месяц или чье-то материальное благосостояние улучшилось? Это не критерий оценки, не подход к решению вопроса судьбы ребенка. Надо срочно вносить изменения в Семейный кодекс, надо соединять воедино в процессуальном Кодексе дела о расторжении брака, о выплате алиментов, об определении места жительства ребенка и порядка общения и о разделе имущества супружеского. Это же связанные между собой иски. Каждый юрист на первом курсе скажет. Ну, как это так расторг брак, разошлись они, а остальные вопросы. Судья говорит, а остальные вопросы мне не задавали, я умыл руки. Другой процесс, другого судью. Что хотите, ребенка делить? Это не ко мне. Вы же заявили иск только о расторжении брака. А женщина просто может не знать о том, что надо ставить это вопросы. Мы ведем просветительскую работу, помогаем, без устали говорим. Верховный Суд обещал обобщить практику, может быть, до конца года состоится Пленум, предложат изменения, у них есть право законодательной инициативы внести такие поправки. В процессуальном Кодексе надо объединять эти дела. Во всем мире так слушаются дела. Приходишь разводиться, вопрос с детьми решен? Не решен, тогда слушаем тоже. Как вы будете общаться с ребенком, не решили? Оба родителя имеют равные права. Закон не может давать норму и не определять механизм ее исполнения. Надо четко указывать, пришли в суд разводиться, нет согласия по поводу содержания ребенка и места его проживания. Решает этот вопрос суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *