Как говорил Г.Р. Державин: «Учиться никогда не поздно». Какую роль играет школа в выборе профессии

Как говорил Г.Р. Державин: «Учиться никогда не поздно». Какую роль играет школа в выборе профессии

В наше время для молодежи выбор профессии – это одно из сложнейших решений, от которого будет зависеть дальнейший жизненный путь. Изначально стоит определиться со своими желаниями, разобраться, чем бы тебе хотелось заниматься: спасать людей, ловить правонарушителей или петь на огромной сцене перед публикой. Однако многие подростки, заканчивающие школу, толком не осознают, чем бы им хотелось заниматься в будущем. Должны ли учебные заведения помогать школьникам в выборе профессии? Чтобы ответить на этот вопрос, юные журналисты команды teenteam обсудили его с учащимися белорусских школ.

В каком классе/возрасте вы начали задумываться о выборе профессии?

Этот вопрос вызвал у ребят затруднения, но они справились и подробно высказали нам свои мнения:

“Я начала думать о выборе своей профессии довольно рано. Помню, что когда мне было около 10 лет, впервые попала в состав театральной труппы. Тогда у меня был прекрасный преподаватель,  до сих пор помню ее имя, добрые глаза и улыбку. Конечно я захотела работать там! Время шло, мои интересы менялись. Сколько раз говорила, что определилась… И вот сейчас я там, где видимо и должна быть”. (Арина)

Что способствовало мыслям о будущем?

Ответы получились весьма разнообразными, у каждого на лице были эмоции, и как мы выяснили, родители оказывают большое влияние на выбор своих детей:

“Я бы сказал, что на них способствовали родители. Мама иногда начинала разговоры со мной на тему будущей профессии. Она переживала по этому поводу больше всех”. (Даник)

Насколько учителя в школе обеспокоены будущим своих учеников?

Участники сошлись на мнении, что учителей больше всего волнует заполнение документов, в частности более старшее поколение, а учителя до 40 лет кажутся более инициативными и приятными.

“Не буду говорить за всех учителей, но большинству все равно. Люди настолько обеспокоены проблемами на работе, правильным заполнением документов и прочей ерундой, которую они вынуждены делать, что времени и внимания на детей фактически нет (это касается пожилых и взрослых преподавателей). Самыми приятными моими учителями были люди до 40 лет. Они готовы развивать в нас потенциал, привлекать различными интерактивными уроками и интересными, современными заданиями. Одна из них оказала на меня такое важное влияние, что благодаря ей я выбрала свою будущую профессию”. (Настя)

“Не сказала бы, что они обеспокоены. Ведь учителя не могут быть сконцентрированы на всех учениках, так как их сотни у каждого преподавателя. Поэтому и не создается какой-то дружественной атмосферы ученик-учитель, вследствие чего учителя больше заинтересованы только в работе, нежели в каких-то моральных вопросах о будущем студентов”. (Ангелина)

Приходят ли в вашу школу люди из конкретных университетов, чтобы представить свое учреждение образования и агитировать вас к поступлению?

Мы выяснили, что действительно в школах проводится агитационная работа специалистами из учреждений образования, но зачастую это мало помогает учащимся школ, так как презентация в учебных заведениях устаревшая:

“Да, в моей гимназии попала на парочку таких мероприятий. Обычно школьникам это мало интересно, так что я не считаю это эффективным средством привлечения. Что помню я: в субботу нас просили прийти (некоторых даже заставили) и просто посидеть час-два для вида. Конкретно я ничего полезного тогда для себя не нашла”. (Арина)

Кто занимался в вашем классе профориентационной работой?

Ребятам было довольно непросто ответить, так как в школах не заостряют вопрос профориентации:

“Психолог проводил разные тесты на профориентационную работу, но опросы проводились довольно редко. Чаще всего мы узнавали что-то от университетов, которые приезжали к нам в школу и давали информацию о себе”. (Катерина)

Чем помогла вам профориентация в школе и прислушивались ли вы к ее результатам? А были ли вы согласны с результатами профориентационных тестов?

В связи с тем, что в школах не поднимается вопрос о профориентации (не проводят личные беседы с учениками и не помогают им разобраться в самом главном вопросе их жизни, а проходят один тест на 80 вопросов, который вряд ли скажет про них все точно), работа социального педагога никак не помогла большинству участников фокус группы:

“Просто тесты не могут определить наши склонности к какой-либо профессии. Человеку, который ведет профориентационную работу с учащимися нужно ещё и беседовать с ними. У каждого из нас, без исключений, есть склонность к какому-либо делу. И это мы должны узнать будучи школьниками. 

Отвечая на вопрос прислушивалась ли я, можно сказать одно: у меня везде выявлялось, что мне подходит творческая профессия. Особой расположенности к какой-либо сфере не было. Поэтому моя творческая профессия осталась лишь на листочке с тестом”. (Сабина)

Как считаете, профориентация нужна только учащимся или для учителей эта информация тоже полезна?

Все участники фокус-группы согласились с тем, что учителя должны знать твои предрасположенности к предметам и делать на них большую нагрузку, а остальные предметы, кончено, тоже должны изучаться, но не так углубленно и делать на них наименьший акцент.

“Как говорил Г.Р. Державин: «Учиться никогда не поздно». У меня есть много примеров, когда учителя уходили со своей профессии. Но не благодаря профориентации. Чаще это происходило по жизненным обстоятельствам. Профориентация для учителей не будет играть большой роли. Они не воспримут её с какой-то серьезностью, как мы, школьники. У которых еще не сформирован дальнейший путь действий по окончанию школы. Учителя уже имеют профессию. Если кого-то будет так сильно не устраивать своя профессия, то навряд ли обратятся к школьной профориентационной программе”. (Сабина)

На ваш взгляд, лучше прислушаться к результатом профориентации или следовать своим убеждениям?

У ребят не возникло затруднений в ответе на этот вопрос, большинство считает, что тест по профориентации может быть полезен в том случае, если подросток действительно запутался в своих убеждениях:

“Я считаю что лучше прислушиваться к своим убеждениям, потому что как по мне никакой тест, к примеру, не сможет определить, что тебе по-настоящему нравится. Ты должен чувствовать, какая профессия действительно твоя, и добиваться поставленной цели”. (Ангелина)

Какие методы профориентации кажутся вам наилучшими?

По мнению подростков это экскурсии учеников на предприятиях, встречи со специалистами, соответствующие лекции, фильмы:

“Думаю учащимся стоит узнать больше о современном мире. Ведь существует масса новых специальностей, о которых они, возможно, не подозревают. Я, например, не знала о существовании менеджмента по антикризисному управлению, пока не пообщалась со своим другом из Минска. Помню в 2019 году была организована выставка, где абсолютно каждый университет нашей столицы представлял себя. Там нам выдавали буклеты, в которых было много полезной информации о самих специальностях и о проходных баллах. Также нам выпала возможность пообщаться со студентами и узнать всё, так сказать, от первого лица. Я считаю, что было бы полезным проводить такие выставки каждый год. Это действительно поможет подросткам”. (Анастасия)

С какого класса следует проводить профориентационные тесты?

На этом вопросе мнения у всех сошлись, все поддержали позицию Арины, которая считает, что тесты следует проводить с 8-го класса:

“Я думаю,что профориентационные тесты стоит проводить с 8 класса. Некоторые планируют поступать, после 9 класса и для того, чтобы их подготовить, нужно начинать пораньше”. (Арина)

Какой бы совет вы дали ученику, который определяется с будущей профессией?

Участники опроса давали разные советы ученикам, которые определяются с будущей профессией. Многие сказали, что сами были в такой ситуации, когда не имели даже предположений, кем им хочется быть:

“Если ты не знаешь, чего хочешь от жизни, то это абсолютно нормально. Дай себе время и попробуй себя в различных вещах, которые кардинально друг на друга не похожи. Так ты поймешь, что тебе нравится, а что делаешь с большим трудом без всякого удовольствия”. (Даник)

Таким образом, исходя из ответов участников фокус-группы, мы пришли к выводу, что школа не помогает учащимся разобраться в выборе профессии. Учебные учреждения, а также государство заинтересованы в том, чтобы вырастить новых специалистов во всех сферах и направлениях. Школа играет в этом важную роль и должна помогать своим учащимся в их развитии и в становлении себя как целостного и полноценного члена общества. Методы школы, к сожалению, в современных реалиях уже устарели и должны быть изменены, доработаны. Больше всего в выборе профессии участникам помогли дни открытых дверей, которые проходили в университетах и колледжах.  Нашей стране следует развивать систему профориентации.

Екатерина Музыченко, Святослав Крук, Алина Миланович

Оцените пост:
Голосов: 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *