“Моя учительница подвергалась буллингу со стороны класса”. Школьники оценили учителей и качество образования

“Моя учительница подвергалась буллингу со стороны класса”. Школьники оценили учителей и качество образования

Учащиеся средних учебных заведений поделились историями и опытом из школьной жизни, рассказали, каким бы хотели видеть образование. Главная тема обсуждения — взаимоотношения преподавателей и учеников. Все ребята учатся в старших классах белорусских школ и гимназий.

Оценка системы образования

В среднем ребята оценили на 5 из 10. 

Выделили несколько проблем: сокращение и актуальность программы, проблема профориентации. Также отметили плохое отношение к профессии учителя: “туда идут благодаря низким проходным баллам, либо из-за призвания, жертвуя своим материальным состоянием”.

Оценка работы преподавателей

Учителей школьники оценили выше, чем систему образования. В среднем педагоги получили 7 из 10. 

Ребята считают, что почти все преподаватели знают свой предмет, но “учителей, которые с душой правильно подают знания и которых оцените на десятку, единицы. Если сталкивались с хорошим педагогом,  перестанете считать всех достойными этой профессии. У нас учитель —  не престиж” – заявляет Никита.

Ученики заметили, что учителя бывают разные: и те, кто заинтересовывают, находят ко всем подход, и те, кто вообще не пытаются хорошо преподавать. “Я не вижу смысла в уроке, если учитель на нем просто читает вслух учебник!” – говорит Алина.

“Учителя должны помнить, что от подачи предмета зависит судьба ребят” – добавляет Аделина.

Еще участники столкнулись со множеством проблем, связанных с педагогами: необъективная оценка знаний, недостойное отношение к предмету и ученикам.

Одна из участниц поделилась несколькими историями: “Трудовик сказал мальчикам копать яму глубиной в метр. Они работали весь урок. А потом он просто бросил туда окурок от сигареты и сказал закапывать. 

В 7-8 классе мальчик что-то не то сделал. Трудовик кинул линейкой, из лба пошла кровь”.

Идеальный учитель

Мнение участников отображено в инфографике.

Уважение к учителю и ученику

Ребята пришли к выводу, что уважать учителя нужно за то, что он равный тебе человек. К ученикам должны относиться как к равным себе, а не как к людям низшего сорта. Несмотря на то, что уважение к преподавателю в большей степени основывается на субординации, каждому учителю нужна искренняя поддержка класса.

“Даже если у тебя есть основания вести себя по-другому с учителем, лучше этого не показывать. Тебе это может не очень хорошо обернуться не только со стороны этих педагогов, но и со стороны других преподавателей, ведь это обсудят. И странная интерпретация учителем ситуации делает свое дело” – говорит Аделина.

Однако не все участники фокус-группы считают необходимым уважительно относиться ко всем: это надо заслужить. В пример возьмем историю одной из участниц“ Одного из учителей мы буллили, игнорируя ее существование. Мы считали, что ей не место в школе. А она нам это позволяла. Даже думаю, что в некоторых моментах знаю предмет лучше нее”. 

“Не скажу, что проявляю верх уважения. Могу себе позволить опоздать, могу выразиться на уроке, но грубо не отношусь. Мне не нравится, когда учитель добивается уважения повышением голоса, скандалами, пытается давить, пугать, манипулировать. ” – дополняет Никита.

Но учащимся тоже важно хорошее отношение со стороны преподавателя. Начали приводить негативные примеры: “Снижалось уважение к ученикам из-за социального статуса. Учительница в период пандемии дочку священника отсаживала на три парты назад, говорила не подходить и не общаться, потому что та ходит в церковь” — поделилась участница.

Формирование отношения к предмету 

По мнению ребят, на восприятие предмета влияет и личный интерес, и преподаватель. “Когда тебе учитель дает возможность больше себя проявить, то это намного лучше. Ты почувствуешь предмет, сможешь понять нравится ли он, куда можно двигаться с этими знаниями. Главное — слушать себя, если хочешь учиться, то искать возможности за пределами школы” –  говорит Аделина.

Ребята выяснили, что важно заинтересовать детей на начальном этапе изучения предмета. Всегда найдется учитель, который расскажет интересно каждому!

 Очень часто получается, что незаинтересованные педагоги учат поколение и порождают безразличных людей. 

“Если бы преподавало больше заинтересованных, замотивированных учителей, которые преподносят предмет с душой, было бы больше хороших специалистов в будущем!”– заявляет Никита.

Доступность преподавания

Должна быть свобода преподавания. Не нужно, чтобы Министерство Образования в календарно-тематических планированиях прописывало все слишком подробно, а просто задавало тему и количество уроков. Учителя смогли бы выбирать удобный метод для проведения уроков.

Важно освободить педагогов от заполнения бесконечных документов. Участники считают, что у преподавателей просто нет времени придумывать активности из-за большого количества бумажной работы. 

Прозвучало несколько вариантов решения этой проблемы. Предложение Маши: “Можно ввести отдельную профессию. Что-то вроде менеджера средней и старшей школы.” 

У Ани немного другое мнение: “Нужна автоматизация. Вопрос можно решить нажатием одной кнопки.”

“Министерство не должно воспринимать учителя как промежуточный аппарат между профессорами и детьми” – говорит Никита. 

Школьники также отметили, что при составлении программы должны учитывать реальную пользу предмета.

“Математика не должна учить решать однотипные задания, а развивать логику и мышление” – делится Аделина.

“Мы хотим, чтобы были достойные специалисты с достойной прибылью!” –  такими словами ребята закончили обсуждение этого вопроса.

Способы преподавания 

Участники хотят больше креативных заданий. По таким предметам, как обществоведение и история, нужно устраивать дебаты, писать эссе. По биологии, физике и химии нужно вводить больше экспериментов. 

Однако, было подмечено, что практика затрагивает финансовый вопрос. Катя высказалась по этому поводу: “По физике и химии мы не делали никаких опытов. Не было оборудования.”

“Обычно учитель стоит за километр и рассказывает: «Тут выпадает осадок, вы видите, да, записали?»” – дополнила Маша.

В основном проектная деятельность заключается в создании презентации.  

У некоторых участников в школах хорошие оценки ставят даже за сухое прочтение материала.

Ребята считают, что полезно было бы выезжать на конференции и посещать компании, предприятия. 

Один из участников предложил вариант уроков, которые могли бы проводить сами ученики. 

Упоминалось про открытые занятия. Все участники с ними сталкивались. “На открытых уроках учителя стараются сделать что-то необычное. Любой педагог способен подготовить что-то интересное.” – рассуждала Катя.

Объяснение пользы предмета

Ребята сошлись на том, что все зависит от предмета и учителя. По физике и химию чаще приводят примеры, так как многое можно встретить в быту. 

Прозвучала мысль, что объяснять для чего нужен предмет стоит с первых классов.

Бывают и абсурдные ситуации. Пример привела одна из участниц: “На тесте по белорусской литературе спрашивали в какую сторону смотрел памятник Максима Богдановича. Ученик поинтересовался для чего это нужно. Учительница взъелась: «Это же достояние твоей страны!»”. 

Маша тоже сталкивалась с похожей проблемой: “На тесте по труду спросили, что важнее нитка или иголка. Как оказалось, важнее иголка, потому что нитку ты сама можешь сделать или найти.”

Воспитание со стороны учителя

Преимущественно ребята считают, что воспитывать учитель должен, но только в начальной школе. “Воспитание в старшей школе не уместно. Начинает формироваться личность. Шатание от одного воспитателя к другому может подкосить” – считают Аня и Никита.

Другие думают, что все зависит от предмета. На литературе, обществоведении и истории воспитывать все равно приходится. 

Дружба между учителем и учеником 

Все участники считают, что важны дружеские отношения между преподавателями и учащимися.

Никита привел пример из жизни: “В 1-4 классе учительница постоянно возила класс в поездки. Это дико сближало. Ее все любили и еще долгое время приходили после окончания начальной школы.” 

Одна из участниц тоже вспомнила интересную историю: “Мне географ пел колыбельную на уроке. Погладил по голове и сказал спать дальше.”

Участники фокус-группы: Никита Котлинский, Алина Шевцова, Аделина Слесарчик, Мария Коноваленко, Юлия Авдиевич, Анна Милетова, Екатерина Акимова.

Дарья Дубинина, Ульяна Ренейская

Оцените пост:
Голосов: 3

Один комментарий о ““Моя учительница подвергалась буллингу со стороны класса”. Школьники оценили учителей и качество образования

  1. Ответить
    Ксения
    05.01.2021 at 14:24

    С шести лет – карманные деньги? Штраф директору школы за домашнее задание на каникулы? В 10-11-м классах ученик – сам себе учитель? “Учителя и ученики: права и обязанности”. Именно так называется книга, вышедшая в серии “Библиотечка “Российской газеты”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *