Мы пообщались с учащимися (32 человека) из разных городов Беларуси (Минск, Могилёв, Молодечно, Гродно) об отношениях с учителями. 53% учеников ответили, что в их школе есть любимчики, 25% заняли нейтральную позицию, а оставшиеся 22% сказали, что такого в их школах нет.
Любимчики учителей
53% опрошенных, не задумываясь, сказали, что в их учебном заведении есть любимчики.
Таня, Минск, гимназия: Сама часто вхожу в эту категорию. Иногда чувствуется, что оценки таким людям завышают. Дают им возможность списывать. Отличников часто тянут. У одноклассницы выходила восьмерка. Наша классная договорилась, чтобы девочке поставили 9.
Полина, Минск, Гимназия №11: В моей школе отношение учителей к детям очень разное. Зачастую зависит от личных отношений, стремлений ученика и иногда настроения учителя. Некоторые любят детей как своих, другие унижают прямым текстом.
22% опрошенных придерживались нейтральной позиции. Остальные разделялись на 2 группы. Одни говорили, что это неярко выражено и не мешает учебе.
Леонид, Могилев, Могилевский государственный лицей № 3: Да, конечно, есть отличники и олимпиадники, которым иногда могут завысить отметки. Но не думаю, что это критично. По большей части все наравне. И это здорово.
Другие понимают учителей в этом вопросе, так как это обусловлено человеческим фактором.
Мария, Минск, Гимназия №17: Ваш вопрос ввел меня в ступор, хаха… Здесь же в любом случае работает человеческий фактор. Если ученик старается и слушает, тебе хочется ему помочь, объяснить, если что-то не получается.
А когда ребёнок с начала года заявил, что твой предмет считает бесполезным, когда специально придумывает “отмазки”, чтобы не приходить на уроки, огрызается, если ты его вызываешь – отношение будет соответствующее. Любые человеческие отношения строятся на уважении, не важно, кто ты по профессии.
Оставшиеся 25% заявили, что любимчиков нет.
Наташа: Не сказала бы. Есть пару людей, которые постоянно, на каждом уроке отвечают. Просто если класс не знает, то их спросят. А так, чтобы любимчики были, нет.
Было только, что пришла учительница математики и выбрала троих фаворитов. И если они поняли, продолжала объяснять материал. Об остальных не думала. Этот преподаватель даже конкретно мне занижала оценки. Любила, чтобы ей все время улыбались, вежливо относились.
Я вела себя вежливо, но просто так не улыбалась. Зачем? Но надолго она не задержалась, одну четверть поработала и ушла. Если исключить учительницу по математике, то оценки ставятся объективно.
Антилюбимчики
Тут мнение ребят разделилось, но всё-таки большинство сказало, что антилюбимчики присутствуют.
Анна, Молодечно, Гимназия №6: В нашей школе у учителей скорее есть не любимчики, а антилюбимчики. Те ученики, которые не очень любят учителя из-за каких-то личностных качеств ребёнка. Могу сказать, что в этом случае происходит занижение отметок.
Любимчики в сельских школах
Прохор, Минская область, Голынковское УПК: В сельской школе любимчиков нет. Или можно сказать по другому. Все любимчики. Про занижение оценок ничего не слышал. Мне никогда не занижают. Наоборот, максимально пытаются подтянуть.
Но это здесь. В минской школе были и любимчики, и те, к кому учителя плохо относились. Если родители подлизываются к преподавателю, то и сыночка потом облизывают. Или кто подарки дорогие дарит на праздники, того любят. Здесь такого нет.
Любимчики в Лицеях
Гедемин Мария, Минск, Лицей БГУ: В лицее нет такого как в школе, если кто-то идёт на золотую медаль, то будут тянуть. Тут ты сам учишься, как у тебя получается. Никто не будет ни опускать, ни натягивать оценку. Нас об этом четко предупредили в начале года.
Классная не будет ходить по учителям и просить оценки. С преподавателями можно вполне договориться по поводу пересдачи и решить проблемы, все же люди и все понимаем.
Ксения, Минск, Лицей БГУ: Учеников здесь воспринимают как взрослых людей, поэтому любимчиков почти нет. Если испортишь отношения с преподавателем, то это твои проблемы, но по-любому тебе никто ничего не занизит. Учителя понимают и входят в положение.
Есть те, кто считает Лицей местом, где можно с минимальными вложениями подготовиться к ЦТ, но систематически не делают задания. Но там уже другой разговор.
Манипулирование отметками
По результатам проекта “Мониторинг и оценка школьного образования Беларуси“, в котором участвовало 804 человека, 34% (276 человек) подтвердило манипулирование отметками и нечестное оценивание в школах. 32 человека с которыми мы пообщались также поделились своим мнением.
Александра, Могилёв, Могилёвская государственная гимназия-колледж искусств имени Глебова: По поводу отметок, иногда бывают манипуляции, но чаще всего это всё остаётся на словах и служит больше толчком к действию, чем угрозой.
Отметки за поведение
Таня, Минск, Гимназия: За поведение оценки в журнал не ставят, а вот в дневник могут.
Мария, Минск, Гимназия №17: Отношусь к этому резко негативно. Однако не припомню, чтобы нам ставили отметки за поведение. Если ребёнок буянит, у некоторых учителей появляется сильное желание ответить. Ученика вызывают к доске, но вопросы задают только по теме. Так что сказать, что кого-то начинали специально заваливать из-за плохого поведения – точно нет.
Анастасия Петрашина
Материалы интервью: Ульяна Ренейская, Василиса Воробец, Алина Миланович, Лолита Якутина, Екатерина Умрихина, Святослав Крук, Василиса Воробец, Александра Гимбицкая, Дубинина Дарья, Анастасия Стемплевская.